Алексей Алексенко: Определитель жуликов для вашего телефона

Шотландские исследователи поняли, чем отличается голос человека, которому можно доверять, от голосов всяких мутных личностей

Оказывается, большинство людей могут с первой реплики собеседника, с первого телефонного «алло» сделать вывод: приличный человек на проводе или какой-то жулик. Этот факт был установлен еще в далеком-предалеком 2014 году. Тогда психологи из университета Глазго записали голоса 32 персонажей, говорящих простое слово Hello, и попросили своих студентов ранжировать эти голоса в порядке уменьшения доверия (то есть указать, кто из говорящих, скорее всего, порядочный человек, а с кем лучше быть настороже). Выяснилось, что 320 опрошенных студентов были на удивление единодушны в своих оценках: подавляющее большинство оценили одни голоса как заслуживающие доверия, а другие как сомнительные.

Отметим пока про себя, что исследователи тогда оставили без внимания вопрос о том, кто из записанных на пленку в действительности был жуликом. В новом исследовании, о котором пойдет речь, эта проблема также не решена, но забавно получилось и без этого.

Итак, новое исследование: теперь те же психологи решили, что они разобрались в тайных пружинах, подталкивавших испытуемых к тем или иным оценкам. Они усреднили акустические особенности голосов, показавшихся тогдашним студентам заслуживающими доверия, и создали искусственный спектр компьютерных тембров, от самого жуликоватого до самого надежного и внушающего безграничное доверие. Кстати, прослушать эти голоса вдумчивый читатель может по этой ссылке, тем самым он внесет вклад в исследование, а ученые будут ему за это признательны.

Как и в 2014 году, участники пришли к очень схожим заключениям о том, кто из говорящих, скорее всего, нечист помыслами (напомним, что в этот раз настоящих жуликов там не было в принципе, ибо за всех говорил компьютерный синтезатор речи). Но теперь ученые знали, чем на самом деле отличались эти голоса. «Хэлло» заслуживало доверия, если было сказано певуче, с высотой тона, меняющейся на протяжении слова. Сперва интонация повышается, затем идет вниз и снова повышается в самом конце. Те «хэлло», интонация которых была ровной от начала до конца, получили низкие оценки. «Это было так, как будто на аудиосистеме кто-то нажимал кнопку “вызвать доверие слушателей”», — сказал журналу Science один из исследователей Фил Мак-Алир.

Ученые намерены двигаться дальше. Во-первых, интересно попросить испытуемых оценить личность по другим критериям (например, умен ли собеседник? Богат ли? Хорошо ли справится с обязанностями менеджера по какому-нибудь развитию?). Во-вторых, забавно было бы набрать в качестве испытуемых не носителей английского: вот, скажем, в тоновых языках вроде вьетнамского, где высота звука несет не эмоциональную, а смысловую информацию, те же самые «хэлло» вроде бы должны ранжироваться по-другому? Или так же? Опыты продолжаются, там видно будет.

Между тем исследователи говорят, что их разработка уже сейчас поможет тем, кто работает над технологиями синтеза речи. Только представьте себе, насколько изменятся ваши отношения с девушкой из навигатора, если она поработает над интонацией и заставит довериться себе полностью. Как это повлияет на ваши маршруты поездок, сколько необычных приключений вас ожидает!

Мы, со своей стороны, предлагаем использовать наработку шотландцев в простеньком приложении для айфона. В конце концов, анализировать высоту тона в слове «алё» электроника умеет лучше, чем ваше ухо. Вы вполне можете передоверить эту функцию прибору: когда на проводе жулик, банковский коллектор или пиарщик, желающий узнать, получили ли вы его пресс-релиз и когда выйдет статья, ваш айфон подаст вам какой-нибудь условный зеленый щелчок, и вы скажете собеседнику, что отчего-то пропадает связь. Вот какие чудеса способна делать современная наука.

Источник